Многие родители задают себе прямой вопрос: «С какого возраста лучше учить ребенка?» с
одной стороны, физически зрелый семилетний ребенок способен выдержать
45-минутныеуроки, концентрировать внимание, выполнять задание учителя. С
другой стороны, шестилетний ребенок - существо крайне любознательное,
живое, ему уже надоело вырезать из бумаги кружочки и спать в тихий час. А
если вдобавок он умеет уже читать и писать, что ему делать в детском
саду? Пусть лучше учится, развивается, а иначе интерес к учебе угаснет,
ребенок «перегорит».«Еще в Советском Союзе рассматривалась идея
перехода на массовое обучение с шести лет. Тогда было проведено
широкомасштабное исследование, в котором участвовали педагоги, педиатры,
гигиенисты. Их вывод был таков: массовое обучение с шести лет
традиционными школьными методами представляет опасность для физического и
психического здоровья детей. В чем эта опасность? Тщательные
медицинские наблюдения показали, что к семи годам дети, общавшиеся с
шести лет в школе, начинают отставать в физическом и психическом
развитии от своих сверстников, посещающих детский сад. У них в два раза
чаще встречались отклонения в работе сердечно - сосудистой системы,
характерные для утомления: повышение артериального давления и снижение
частоты сердечных сокращений. К концу второго года обучения с шести лет
(соответственно - к концу первого года обучения с семи лет) семилетки
опережали шестилеток в умственной работоспособности». (Из материалов статьи «Невроз по поведению» - Коммерсант, 12.03.2008 г.)
Но
тогда почему, же в большинстве цивилизованных стран принято отдавать
детей в школу с шести, а, то и с пяти лет? Дело в том, что в США и
странах Евросоюза то, что называют школой для детей, у нас называется
детским садом. Содержание обучения наших дошкольников соответствует
примерно тому, что изучают дети во 2-3 классе европейской начальной
школы. Причем формы обучения в начальной школе на Западе существенно
отличаются от традиционной школьной системы: никаких оценок, никакого
сидения за партами, свободное общение c учителем-воспитателем. Дети
рисуют, отвечают на вопросы, расположившись на коврике. В такой школе
основная задача - организовать занятия, чтобы детям было интересно без
особого напряжения усваивать какие-то полезные сведения.
Наша
школа, даже самая передовая и элитная, - это четкая структура вроде
армейской, где главное - выполнение заданий учителя. Воспитатель в
детском саду не слишком озабочен образовательными программами. А для
учителя результат его деятельности - неотъемлемая часть
профессионального имиджа. Высокий темп работы, требовательность,
настойчивость - стиль школьной работы. Быть учеником - значит
безоговорочно подчинять себя воле другого человека, выполнять любые,
даже противные задания.
Известный детский психолог Даниил Эльконин предложил
остроумный тест на готовность к школе. Перед ребенком выкладывалась
куча спичек. Экспериментатор просил брать их по одной и перекладывать в
другое место. Правила были намеренно обессмыслены. Одни дети выполняли
эту работу тщательно, отдавая ей много времени. (Они готовы к
поступлению в школу). Другие дети некоторое время перекладывали спички, а
потом начинали из них что-то строить. Третьи привносили в этот
монотонный труд свою собственную задачу. Детям из 2 и 3 группы будет
трудно угодить учителю, который требует, чтобы поля в тетрадке занимали
ровно 5 клеточек, а расстояние между классной и домашней работой - 2
клеточки. То есть готовность к школе предполагает не столько умение
читать и считать, сколько умение подчиняться правилами усвоение
социальной роли ученика.
Освоение социальных правил и ролей обычно
происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе игры. А чем
дольше сохранится пространство игры, тем лучше для развития ребенка.
Игра формирует в человеке практически все, что нужно для дальнейшего
развития и нормальной жизни: от демократического сознания до ученых
навыков. Причем происходит все это ненасильственно, без прямого
указания, без ограничения свободы действий ребенка. В игре важна свобода
опробования, право на ошибку. А в школе ошибаться нельзя. Отсюда -
повышенная школьная тревожность, стремление, во что бы то ни стало
сделать правильно. Если бы школа не была так ориентирована на
классно-урочную систему, на подчинение, на механическое воспроизведение
заданного, то в нее можно было бы отдать и четырехлетнего ребенка.
Какой
же выбор сделать родителям? Оставить ребенка в детском саду? Но, во
первых, удлинение школьного обучения напрямую связано с уменьшением для
мальчиков шансов поступления в институт и отсрочки военной службы.
Во-вторых, большинство родителей думает, что раннее поступление ребенка в
школу является подтверждением его способностей. Раннее развитие
считается синонимом одаренности.
Мы считаем, что решение проблем -
в альтернативных способах обучения. В отличие от прошлых лет сегодня у
детей есть возможность получить образование различными способами, а, не
только находясь непосредственно в классе государственной школы. В
настоящий момент по закону родители могут обучать ребенка самостоятельно
в семье, в развивающих центрах, частных школах или совмещать эти
варианты в соответствии с собственными желаниями